Планировка древних городов Бактрии и Маргианы |
Древняя архитектура - Архитектура Средней Азии | |||
Автор: Administrator | |||
01.05.2013 19:14 | |||
Обязательным планировочным элементом древне-бактрийско-маргианской культовой архитектуры является обводной коридор (тоголокские храмы) или свободное дворовое пространство (храм Тиллятепе) вокруг священной части, имеющую в плане форму близкую к квадрату. И как было сказано выше, такая планировочная схема преемственно сохраняется в культовых сооружениях античного времени, что подтверждает мнение о существовании задолго до зороастризма храмов, в которых местные племена практиковали культовые обряды и религиозные верования, вошедшие позднее в реформированном виде в учение зороастрийской религии. Применительно ли к этим населенным пунктам понятие «город»? Дискуссия с данным понятием продолжается на протяжении многих лет чему посвящено большое количество научной литературы. Подобный вопрос возникал и при исследовании крупных памятников эпохи бронзы в предкопетдагской равнине юга Туркменистана Намазга-депе, Улуг-депе и, особенно, Алтын-депе. Исследователи указанных памятников не решаясь назвать их городом осторожно остановились на термине «протогород» или поселение городского типа. К сожалению, среди исследователей не выработан еще единый критерий отличия обычного поселения от городского образования. Средневековые арабские источники, например, утверждают, что если населенный пункт имеет соборную мечеть то это уже город. Древнеримские авторы, а частности Витрувий, при описании возведения городов большое внимание уделяет городским крепостным стенам, что вводит в заблуждение многих исследователей, считающих, одним из основных элементов отличия города является наличие городской стены. Это ошибочная точка зрения так как известно, что многие города Древнего Египта, расположенные в глубине страны, не имели мощных городских стен, а городские территории некоторых древних городов месопотамии фактически сливались с пригородами. Даже на таких известных памятниках как Ур, Урук, Мохенджо-Даро и некоторых других древнейших городах археологические исследования не выявили полноценных фортификационных стен, способных выдержать натиск неприятеля. В тоже время известны случаи строительства огромных крепостей с фортификационными атрибутами, которые так и оставались военной крепостью, но ни как ни городом. И возможно правы исследователи считающие, что «вопреки этимологии город — не огороженное место... Действительные города, как правило, возникали именно как не огороженные, незащищенные поселки». На наш взгляд, не совсем правильно также увязывать различие между городом и сельским поселением с количеством проживающих там людей. Может быть это и приемлемо к современным поселкам городского типа, но никак ни к древним поселениям. Приводимые исследователями цифры по количеству жителей, на том или ином памятнике в пору его обживания, а также по размерам поселения и плотности застройки, в большинстве своем носят условный характер и ничего близкого к понятию «город» не имеют. Поселение может иметь и большие размеры, и необходимое количество жителей, но будет оставаться, хотя и крупным, но земледельческим селением. И все-таки на сегодняшний день, на наш взгляд, наиболее точной формулировкой понятия «город» является та, согласно которой город это населенный пункт, представляющий из себя политико-административный, ремесленный и культовый центр близлежащей округи. И если придерживаться этой точки зрения, то Гонур-депе (это пока наиболее полно археологически изученный объект) имеет все необходимые компоненты городского организма. Огромная же территория и наличие дворца в обводе мощной крепости (цитадели), а также огромного культового комплекса (теменос) позволяют предположить, что это столичный город, где располагалась центральная власть страны, а находки большого количества мастерски изготовленных керамических и ювелирных изделий результат существования солидных кварталов ремесленников. Наверняка бурно развивалась и торговля. Конечно, для более серьезного анализа градостроительной структуры древних городов Бактрии и Маргианы необходимы археологическое вскрытие больших территорий, возможно, это дело будущего. Поэтому сейчас трудно проследить градообразующую ткань застройки, выявить функциональные и морфологические закономерности городов. Заслуживает внимания функциональная типология древних городов, предлагаемая В.М.Массоном, который выделяет «торгово-ремесленные города, военно-административные и культурно-идеологические центры». Учитывая наличие в городах Маргианы и Бактрии крупных культовых комплексов и отсутствие монументальных административных построек (например, Тоголок-21 или Дашлы-3), возможно это были культурно-идеологические центры (епархии). Во главе этих центров стояли жрецы, по иерархии подчинявшиеся главному жрецу, в руках которого была власть над всей страной. Главный вход в большинстве случаев ориентировался на север. Эти планировочные традиции, взаимопереплетаясь, преемственно сохраняются в сооружениях последующих эпох как гражданского, так и культового назначения, обогащаясь с каждым разом новыми архитектурно-планировочными элементами.
|