Архитектурные особенности памятников Айханум |
Древняя архитектура - Архитектура Средней Азии | |||
Автор: Administrator | |||
27.04.2013 18:55 | |||
Планировочный принцип объекта II Алтын-10 повторяется на памятнике античного времени — сокровищнице в Айханум. На другом античном памятнике в Айханум — гимназии, по мнению первого исследователя П.Бернара, демонстрирующего яркий образец эллинистической архитектуры, также вырисовываются планировочные элементы явно местного происхождения. Это в первую очередь относится к обводному коридору, охватывающему вытянутые прямоугольные помещения, расположенные вокруг квадратного внутреннего двора. Предположение П.Бернара о выполнении данным коридором роли «прогулочной галереи, обычно отводимой перистилю» малоубедительно. Заслуживает внимания и жилая архитектура Айханум, где главенствующую роль играет внутренний квадратный двор, опоясанный обводным коридором, что также свидетельствует о преемственности традиций местной архитектуры. Таким образом, видно, что древняя традиция бактрийско-маргианской архитектуры, одним из формирующим планировочным ядром которой является квадратное пространство двора, вокруг чего разворачивается вся композиция, находит свое отражение в зодчестве последующих эпох, получая с каждым разом творческое переосмысление. Эта планировочная композиция преемственно сохраняется и в архитектуре средневековья. В качестве примера можно привести средневековые загородные дома-кешки Малая и Большая Кыз-Кала в Мерве. В них уже роль центрального организующего элемента играет квадратный зал, вокруг которого по периметру выстраиваются прямоугольные помещения. Именно эта планировочная схема лежит в основе и средневековых мавзолеев (Саманидов в Бухаре, султана Санджара в Мерве, Абул-Фазла в Серахсе, Абу-Саида в Меане и др.), где пережиточно сохранившийся обводной коридор вокруг квадратного зала, теперь играет роль обводной галереи, как архитектурно-декоративный элемент, прочно вошедший в мусульманскую архитектуру.
|